Наиболее выраженная динамика в развитии мозга отмечена в первые годы жизни и продолжается примерно до 20-летнего возраста. Индивидуальные особенности развития: роста числа разветвлений дендритов, формирование новых синапсов и миелинизация нервных волокон определяются взаимодействием генетических предпосылок и факторов окружающей среды. К таким факторам относится количество и разнообразие поступающей в мозг информации и социально-культурные стереотипы того, чему, как и кого следует обучать. Непрерывное обогащение информационной среды и усложняющиеся формы профессиональной деятельности требуют постоянного обновления знаний на протяжении всей жизни. Особенно актуально освоение новых форм деятельности в пожилом возрасте, когда и когнитивные, и физические нагрузки, особенно после выхода на пенсию, уменьшаются, а именно они являются основными факторами, способствующими использованию компенсаторных ресурсов мозга при старении.
Эта компенсация заключается в подключении дополнительных структур мозга или его активационных резервов для обеспечения результативности внимания или памяти в пожилом возрасте, не отличающейся от показателей молодых людей. Модель «scaffolding», предложенная для объяснения возрастных изменений когнитивных процессов (Park, Reuter-Lorenz, 2009) схематично представлена ниже. Согласно этой модели морфологические изменения в нейронных системах мозга и ухудшение вследствие этого их деятельности могут компенсироваться за счет формирования новых функциональных связей вследствие усиления функций лобной коры и межполушарного взаимодействия.
Компьютеризированные методики для тренировки разных когнитивных функций, и в том числе представленные на нашем сайте, направлены на активизацию в первую очередь тех процессов, которые нарушаются при старении, т.е. на улучшение исполнительных функций посредством тренировки рабочей памяти или распределенного внимания, планирования и стратегий когнитивной гибкости, тормозных процессов, зрительно-пространственных функций и скорости моторных реакций.
Результаты использования комплексной программы тренировки когнитивных функций: памяти, умозаключений и скорости зрительных процессов, предложенной Национальным институтом здоровья США, показали как кратко-, так и долгосрочное (на протяжении 1-5 лет) восстановление сниженных показателей этих когнитивных функций. Для получения положительного эффекта тренировки необходимо от 10 до 540 часов, в среднем - около 75 часов. Не менее чем десятичасовое выполнение компьютеризированного когнитивного тренинга гибкости мышления лицами старше 65 лет приводило к более успешному решению разных когнитивных заданий, в том числе тех, которые не применялись при тренинге, и препятствовало снижению качества жизни при тестировании спустя пять лет (Kalmar et al., 2011).
Физическая аэробная нагрузка способствует и повышению скорости мозгового кровотока (Lucas et al., 2012), и стимуляции нейрогенеза с увеличением объема мозга (Erickson et al., 2011, 2012; Weinstein et al., 2012). Области мозга, в которых после аэробной тренировки отмечено увеличение белого вещества по сравнению с контрольной группой (оранжевый цвет) или серого – по сравнению с группой, занимавшейся силовыми упражнениями (синий цвет), показаны на приведенном рисунке (Colcombe et al., 2006).
Таким образом, новое обучение и/или специализированная тренировка скорости восприятия и разных форм внимания и памяти с помощью предложенных программ позволяет улучшить эффективность деятельности мозга.